Дошкольники, имеющие отклонения в речевом развитии, должны получать логопедическую помощь. От своевременного начала обучения и воспитания этих детей
во многом зависит успех дальнейшей работы. Чем раньше начинаем работать с ними, тем более полной оказывается компенсация дефекта и готовность к усвоению школьной программы.
Мы выявляем и регистрируем детей, нуждающихся в логопедической помощи (как посещающих детские сады, так и неорганизованных). Проводим консультацию для родителей этих детей. При необходимости, направляем в ПМПК "Детство".
Детей, посещающих наш детский сад предварительно приглашаем с родителями на свой медико-педагогический консилиум.
Комплектование на следующий учебный год начинаем с осени. Родителей, дети которых получили направление ПМПК, приглашаем на общее организационное родительское собрание. Дети поступают в логопедическую группу в конце августа постепенно, знакомятся с детьми, сотрудниками, адаптируются к новой обстановке.
В течение учебного года логопед оформляет следующую документацию:
- годовой план логопедической работы;
- речевые карты детей;
- перспективный план;
- календарный план фронтальных занятий;
- тетрадь взаимосвязи воспитателей и логопеда;
- папки индивидуальной работы с детьми;
- отчет о результатах логопедической работы.
Первые две недели сентября проводится всестороннее обследование знаний и умений детей (учителем-логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, физ. инструктором, психологом). После этого собираемся на педагогический совет, на котором присутствуют все эти специалисты и администрация детского сада (заведующая, методист). На педсовете даем индивидуальную характеристику каждому ребенку данной группы, определяем уровень его развития (высокий, средний, низкий). Здесь учитель-логопед знакомит других специалистов с основными дефектами в речевом развитии каждого ребенка (в соответствии с речевой картой), особенно подробно останавливается на содержании коррекционного обучения детей, имеющих наиболее тяжелые отклонения в развитии.
Сразу после обследования, т. е. после 15 сентября, проводим и групповое родительское собрание, на котором знакомим родителей с результатами обследования группы, (не говоря индивидуально о детях), рассказываем о задачах, которые стоят перед нами, знакомим с режимом дня, расписанием фронтальных и индивидуальных занятий с детьми, показываем, как делать артикуляционную гимнастику, как заниматься с детьми дома.
Логопед проводит фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения) в утренние часы. На первом году обучения, пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладеть учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и снижение внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Например, с первой подгруппой: 9.00 – 9.20, со второй подгруппой: 9.30 – 9.50. В это же время воспитатель проводит с параллельной подгруппой занятие по развитию элементарных математических представлений (или другое).
К каждому фронтальному занятию должен быть составлен развернутый план (или конспект), где указаны: тема, цель, оборудование, основные этапы занятия. Заранее, методически правильно подбирается наглядный материал, обязательно доступный детям данной подгруппы.
С 10.00 до 13.00 логопед проводит индивидуальную или подгрупповую работу с детьми.
Индивидуальные папки ведутся на каждого ребенка отдельно. В них записываем содержание речевой работы с ребенком (слоговые упражнения, слова, предложения, чистоговорки, рассказы, стихи и т. д.), упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления.
Папку ребенок берет домой, чтобы повторить занятие с родителями, выполнить упражнения на развитие мелкой моторики и др.
Ежедневно логопед записывает воспитателю задание для логопедической работы с детьми во второй половине дня. Сюда входят артикуляционные упражнения, проговаривание предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, различные упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха, формированию лексико-грамматических средств языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям. В вечернее логопедическое задание не включается постановка звуков, а только закрепление звуков, поставленных логопедом.
Еженедельно, во второй половине дня логопед приглашает родителей на индивидуальные консультации.
Один раз в квартал, на родительском собрании, логопед рассказывает родителям о состоянии речевой работы в группе.
В конце учебного года оформляется отчет о проведенной логопедической работе, подводятся ее итоги. Один экземпляр отчета хранится у заведующей детского сада, второй остается у учителя-логопеда.
Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебным и дидактическим материалом (см. консультацию "Систематизация материала в логопедическом кабинете).
здравствуйтею.Я логопед и работаю в детском садике. Могли бы вы объяснить как написать план и дневник логопеда.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, коллега. Дневника логопеда нет в перечне обязательной документации. А что касается плана, то их несколько: годовой план, перспективный план, планы фронтальных занятий, календарный план. Что Вас конкретно интересует? Охотно поделюсь опытом.
УдалитьЗдравствуйте!Как написать перспективный план, план фронтальных занятий и календарный план? Заранее спасибо.
ОтветитьУдалитьДобрый день.я молодой специалист .с декабря начала работать в дет.саду.в конце мая требуют диагностику .по какой схеме она проводится и общая диагностика. Напишите пож.как ее составлять.что конкретно нужно для это
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Диагностику проводят в соответствии с программой, по которой работают. В нашем детском саду коррекционные группы работают по программе Нищевой, в которой есть все критерии диагностики.
УдалитьСпасибо! Ещё есть вопрос: в отчёте таблице есть пункт: "рекомендовано направить". В массовую школу.в речевую школу.во вспомогательную школу и в массовый сад.как правильно заполнить каждый из этих пунктов.
ОтветитьУдалитьЛюдмила Борисовна, день добрый! Надеюсь на Вашу подсказку. По одной из учебных дисциплин у меня задание: подобрать по 3 методики для обследования познавательных процессов ребенка дошкольного возраста
ОтветитьУдалитьс нарушениями речи. Методы (игры, задания и т.д.) я нашла и придумала,
а вот с МЕТОДИКАМИ затруднения... Может с высоты своего опыта что-то
подскажете. Заранее спасибо.